Irini (ir_maverick) wrote in monastyri_mira,
Irini
ir_maverick
monastyri_mira

Подворье Русской Миссии и храм св. Праотцев в Хевроне


Хеврон – один из древнейших городов на Ближнем Востоке, связанный с именами патриархов Авраама, Исаака, Иакова и царя Давида (Числ.13:23, Быт. 23, Ис.Нав.10). Некогда был столицей царства Давида, вплоть до взятия Иерусалима (2 Цар. 2-5).


"И двинул Авраам шатер... и поселился у дубравы Мамвре, что в Хевроне... И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел у входа в шатер свой во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Он побежал навстречу им... и поклонился до земли и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред Тобою, не пройди мимо раба Твоего" (Быт. 13 и 18). 

 

Там, где некогда Авраам раскинул свои шатры и пас скот, проводил жизнь в простоте сердца и обращенности ума к Богу, Господь явил ему чудо, посетив его у дубравы Мамвре в образе Трех Небесных Ангелов.

 
Теперь это уже давно арабские территории, где условно 99% населения – мусульмане.

Но чудесно то, что Промыслом Божиим в этом древнем святом месте есть не только православное присутствие, но и кусочек земли, принадлежащий Русской Духовной Миссии. В сер. 19 в. это стало возможно заслугами архим. Антонина (Капустина), который так много потрудился на Святой Земле в пользу Русского дела.




К югу от Иерусалима в 40 км, среди волнистых вершин иудейских гор находится место, где когда-то была дубрава Мамре. Под сенью ее жил Авраам в шатрах своих в те дни, когда Содом и Гоморра подверглись страшной казни.



Хеврон (Эль-Халиль), в то время один из значительных городов Иудина колена, место погребения Авраама, Исаака, Иакова и жен их, существует и поныне на том самом месте, что и три тысячи лет назад и под тем же названием; населен же теперь почти исключительно арабами мусульманами. Хеврон для мусульман также священен, как для евреев и для христиан, и является одним из обязательных мест поклонения.



Город Хеврон был резиденцией Давида в течение 7-ми лет. Величественная мечеть воздвигнута над древней пещерой Махпел, которую приобрел Авраам за 400 сиклей серебра у Ефрона Хеттеянина для семейного погребения; длина здания равна 70 метрам на 38 ширины, мощные стены несут на каждом углу по минарету. Мечеть перестроена из грандиозного христианского храма времен св. царицы Елены.

 

панорама современного Хеврона:



Дубрава Мамре находилась по склонам лощины, тянувшейся к западу от Хеврона по направлению к Средиземному морю. На месте былой дубравы, теперь только вспаханные поля, с которых зимой дожди смывают почву и обнажают известковый камень.



Тем не менее, на северном склоне лощины, недалеко от вершины холма, уцелел один дуб глубочайшей древности. Предания, тянущиеся вглубь веков и сохраняемые христианами, евреями и мусульманами с одинаковой ревностью, указывают на этот дуб, как на тот, у которого стоял шатер Авраама, когда ему было явление Трех Странников.



Христианские писатели IV века упоминают о дубе Авраама и указывают его местонахождение там, где он находится и сейчас. Упоминает о нем и наш паломник игум. Даниил в 12 в.: "есть же дуб святый близ пути... на правой руке стоит, красивый, на высокой горе. Дуб не очень высок, коряв очень, ветви его приклонены до земли... А от дуба до Хеврона - две версты".


Хевронский дуб принадлежит к особой палестинской разновидности дуба - каменному дубу, отличающейся от привычных нам пород европейского дуба. Листья его очень маленькие, жесткие, яйцевидные, и снабжены пилообразными зубчиками. Они не опадают осенью, и дуб стоит зеленый круглый год. Желуди же его, совершенно подобные европейским, доказывают, что это действительно порода дуба. 



Не подлежит сомнению, что доныне сохранившийся около Хеврона дуб, современник Авраама и один из свидетелей Богоявления праотцу. Легко даже восстановить, как шли таинственные Странники, направляясь к Содому: скорее всего они спускались в хевронскую долину с северо-запада, и Авраам, сидевший в полдневный жар в тени своего шатра, увидел их на склоне горы, на которой ныне стоит русский собор и дом.


 



Мамврийский Дуб был приобретен в 1868 г. Позднее сделана ограда и построен двухэтажный дом для приема паломников, очень почитавших это место явления Аврааму Трех Странников. Возник вопрос о создании здесь храма, чему очень противились фанатики-мусульмане Хеврона; в конце концов храм был построен на горе над Дубом и освящен во имя свв. Праотцев. Постепенно прикупались прилегавшие к месту участки земли, и теперь вся площадь "русского места" равна 72.400 кв.м.



Несколько русских монахов живут на участке, охраняя св. место и совершая службы в храме, а также поддерживают огород и виноградник.



 Назарет. Вифлеем. Хеврон.

 Назарет. Вифлеем. Хеврон.


Ситуация на сегодняшний день такова, что вследствие военно-политических причин палестинские территории почти изолированы от внешнего мира. Хотя иногда удается прокладывать заветные маршруты для паломнических автобусов. У этого участка Русской Духовной Миссии просто нет своего прихода. Местные – почти все мусульмане. Есть, правда, так называемые «русские жены», т.е. наши соотечественницы, некогда вышедшие замуж за палестинцев. Но, по словам отца Настоятеля, заглядывают они редко, да и то просто за жизнь поговорить, родную речь услышать.

Поэтому основные посетители храма – паломники, которым удается сюда попасть.

 


 Назарет. Вифлеем. Хеврон.              

В 1904 г. начальником Русской Духовной Миссии архим. Леонидом был поднят вопрос о постройке храма на горе, выше дома. Постройка была начата в 1906 г., но была прервана Первой Мировой войной и закончилась лишь в 1925 г. Храм освящен патриархом иерусалимским Дамианом во имя св. Праотцев, а приделы - правый во имя Пресв. Троицы и левый во имя Свят. Николая.

           






           









           





 

 Назарет. Вифлеем. Хеврон. 

        


  Назарет. Вифлеем. Хеврон.


 Назарет. Вифлеем. Хеврон.

По другую сторону горы, на которой стоит русский храм во имя Св. Праотцев, можно воочию увидеть древние погребальные пещеры, типичные для этой местности в прошлые века. Протиснувшись внутрь и обнаружив каменное ложе, можно составить примерное представление о похожем Гробе в саду Иосифа Аримафейского, где было погребено тело Господа Иисуса Христа.



Рядом с входом в погребальную пещеру - два камня, которые использовались для миропомазания перед погребением.

 


Панорама Хеврона, открывающаяся с русского участка:






Покидая гостеприимный и такой родной (по духу находящихся здесь людей!) русский участок в Хевроне, снова и снова мысль изумленно останавливается на том, какими непостижимыми судьбами устрояется связующая нить между нами в нашем времени и библейским преданием, оживающим в линиях холмов, в пейзажах той земли, где происходили пречудные события. 

 Назарет. Вифлеем. Хеврон.

 Назарет. Вифлеем. Хеврон.


Tags: Израиль, Палестина, Троицкий монастырь в Хевроне, библейские места, храм Св. Праотцев в Хевроне
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments