Тина (tina_luchina) wrote in monastyri_mira,
Тина
tina_luchina
monastyri_mira

Собор Вознесения Господня, Софийский Лейб-гвардии гусарского полка. Пушкин (София).

Софиевский собор. Царское Село. Вот в нём есть Софийский собор. Навело на мысль написания о нём пакетик. Да-да обычный цалофановый пакетик. Пакетик был подарен мамой вместе с подарочком. Вот на этом пакетике был изображён сей храм. Скан пакетика предоставляю вам! И небольшой экскурс в историю этого собора. софия1a

Итак:

В 1780 г. в непосредственной близости от Царского Села был основан новый город - София, который на короткое время стал уездным городом Санкт-Петербургской губернии. Однако привлечь жителей в новый город оказалось нелегко. Екатерина II запретила постройку домов в Царскосельской слободе, пока не будут разобраны все участки в Софии. Закладка нового собора тоже должна была стимулировать заселение нового города. Собор расположен в центре городской площади, между Софийской и Гусарской улицами.
Величественное классическое здание строилось по Именному Высочайшему Указу Императрицы Екатерины II c 1782 по 1788 годах создателем Таврического дворца в Санкт-Петербурге зодчим И. Е. Старовым по переработанному проекту архитектора Чарльза Камерона.

При закладке собора присутствовала Императрица Екатерина II. Основной массив квадратного в плане Софийского собора, увенчанного пятью куполами на невысоких цилиндрических барабанах, усложнен четырьмя выступами - четырехколонными портиками дорического ордера. Дорические колонны без каннелюр несут полный антаблемент с триглифами и треугольные фронтоны. Плоскости стен собора обработаны неглубокими нишами с полуциркульными завершениями, прорезанными высокими прямоугольными оконными проемами. (Фото Дениса Балабанова.)
В архитектурном оформлении интерьеров собора использован ионический ордер. Пилоны декорированы колоннами и восьмью пилястрами, вытесанными из гранитных монолитов. Стены собора окрашивались внутри в светлый тон, оконные рамы обрамлялись позолоченными орнаментальными тягами.

Sofia-int2m 00456_20070322_021717 (автор фото Михаил Мещанинов) Высокий многоярусный иконостас принадлежал к числу самых красивых иконостасов храмов столицы и ее пригородов. Среди живописных работ выделялись запрестольный образ "Введение во храм Пресвятой Богородицы" художника П.И.Соколова и картина "Явление Иисуса Христа Апостолу Фоме" кисти Г.И.Угрюмова. Среди достопримечательностей собора было великолепное серебряное паникадило, весившее более 85 кг. Оно было подарено собору Екатериной II.
Силуэт центрального купола напоминает купол Таврического дворца, но кроме обычного барабана под ним еще один - более широкий, на первый взгляд непонятного назначения. Центральный купол в соборе сделан двойным, внутри его устроен второй, меньший, похожий на купол Софийского собора в Константинополе. Этот купол и поддерживает второй, более широкий, барабан. В архитектурном оформлении интерьеров собора использованы пропорции ионического ордера. Во внутреннем зале установлены восемь темных гранитных колонн и восемь пилястров, вытесанных из красных гранитных монолитов. Капители колонн эрехтейонского типа такие же, как на Камероновой галерее.Xрам трехпрестольный. Внутри стены собора окрашивались в светлые тона, оконные проемы обрамлены позолоченными орнаментальными тягами. Иконостасы всех трех приделов - святой Софии, Александра Невского, святых Константина и Елены - по цвету белые, с позолотой. Приделы Александра Невского и святых Константина и Елены построены позднее в 1847-1849 годах во время капитального ремонта храма. Тогда же при устройстве под собором подвалов для размещения в них печей так называемого амосовского отопления была найдена серебряная позолоченная закладная доска с надписью " Ч. Камерон - архитектор". С 1817 года собор стал полковым храмом славного Лейб-гвардии Гусарского полка, хранил боевые трофеи России. На стенах размещались мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях.
В 1903 году Николай II пожаловал собору крест и церковную утварь - точную копию утраченной, полученной в подарок от Екатерины II ко дню освящения собора. Собор в Софии - одно из первых культовых зданий зрелого русского классицизма. Это простое, лаконичное и в то же время монументальное сооружение. В саду, окружавшем собор, архитектор Л.Н.Бенуа в 1903 году построил колокольню, имеющую в нижнем этаже небольшую часовню. Она сооружена в честь святого Серафима Саровского.
(автор фото Рымарева Анна)
После 1917 года подвергся разорению.Богослужения в соборе прекращены в 1934 году. Служил складом, горел. Возвращён верующим в 1989 году. 12 сентября 1990 года у стен собора установили памятник Александру Невскому - Великому князю новгородскому, воину, защитнику земли русской, святому покровителю Санкт-Петербурга.
(автор фото Александр Разумов) Автор памятника - скульптор В. Г. Козенюк. Открыт 12 сентября 1990 г. в ограде Софийского собора г. Пушкина. Архитекторы В. В. Васильев, Г. М. Козелл, В. Л. Чулкевич. Высота бюста - 80 см, высота постамента - 380 см. Памятник установлен к 750-летию Невской битвы.

В годы Великой Отечественной войны собор серьезно пострадал от артиллерийского обстрела и после нее собор продолжал медленно разрушаться,
(автор Станислав Чабуткин) сейчас восстанавливается. В нем возобновлены богослужения.После реставрации 17 мая 1999 освящен по полному чину.

Памятный знак Гусарскому полку в ограде собора
Памятный знак Гусарскому полку в ограде собора Открыт в июне 2003 г. Установлен в соответствии с программой Министерства обороны РФ «Санкт-Петербург – военно-научный и военно-промышленный центр страны» при поддержке администрации Санкт-Петербурга. В рамках этой программы в Северной Столице, а впоследствии и по всей России в местах расквартирования войск намечена установка памятных архитектурных знаков, отображающих историю гвардейских полков Российской империи. Проект знака разработан в архитектурной мастерской «Дарси». Его гранитные блоки изготовлены и смонтированы силами и на средства компании «Балтийский строительный камень», входящей в состав БСК. Авторский коллектив проекта составляет тандем известных городских архитекторов архитектурной мастерской «ДАРСИ» и военных специалистов архитектуры из Санкт-Петербургского военного инженерно-технического университета. Руководитель проекта скульптор В.Н. Филиппов, главный архитектор В.В. Смолин, архитектор В.Н. Головкин. Военную составляющую творческой группы представлял начальник кафедры ВИТУ, кандидат архитектуры полковник Е.Е. Лаврушин и профессор кафедры архитектуры, доктор архитектуры В.И. Мухин.

Кросс пост для hram_in_spb


Использовались материалы Царское Село - город Пушкин
Народный каталог православной архитектуры
Фотокритик
Сведения о зданиях взяты из книги «Памятники архитектуры Ленинграда»


В гостях у Мурены
Tags: Санкт-Петербург, Царское село
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments