diana_spb (diana_spb) wrote in monastyri_mira,
diana_spb
diana_spb
monastyri_mira

Categories:

Свято-Евфимиевский монастырь, Суздаль.

Свято-Евфимиевский монастырь, Суздаль.

Свято-Евфимиевский монастырь до сих пор не передан Церкви. Это был один из монастырей (как Соловецкий, Зеленецкий), куда ссылали проштрафившихся лиц духовного звания. НКВД воспользовалось им как раз по карательному назначению (СЛОН). Позже здесь была колония для трудных подростков.




В монастыре расположена могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского, героя борьбы русского народа с польско-литовской интервенцией. Мрамор с ней - в московском метрополитене и на даче Ягоды. Сейчас на ней установленная в 1974 году плоская мемориальная плита с барельефом. Великолепное мозаичное панно, бывшее в усыпальнице – в Спасо-Преображенском соборе (XVI-XIXвв.).


Собор реставрируется.


Часть фресок (1689 год, живописца Гурия Никитина) очищены от "реставраций" – поновлений XIX века, часть – нет (это очень дорого).


Обратите внимание на среднюю фреску – в районе груди святого – остатки написанной позже головы ангела.


В киоске я увидела "привет с Красного моря" – коврик с рыбками, и посмеялась над совпадением.


Ныне на территории монастыря – музей с десятком выставок. Меня заинтересовала "Сплетение судеб" – о военнопленных итальянцах, содержавшихся в лагере №160 и сейчас иногда приезжающих, и о съёмках Андреем Тарковским "Андрея Рублёва".


а сейчас рядом с древними стенами – декорации нового фильма об Иване Грозном режиссёра Павла Лунгина.


Ещё я сходила на выставку "Музей наивного искусства России" – думала, старое, но оказалось – современные самоучки. Довольно мило.


На выставке "Русская икона конец XYIII - начало XX веков " нельзя фотографировать, но архистратиг Михаила в стиле лубка я щёлкнула контрабандой.



Сильное впечатление произвела икона с изображением Всемирного потопа (в объектив не попала – в том зале были смотрительницы). Наивное, но жестокое изображение гибнущих людей – мужей, обнимающих жён, матерей с маленькими детьми, людей, карабкающихся на вырванные с корнем деревья, бегущие волки. В центре – огромный равнодушный, как ветхозаветный Бог, ковчег.


И довольно милый уголок – "Аптекарский огород" (для лекарственных растений) с детской площадкой.


Потрясающую экскурсию на звонницу проводит звонарь. Монастырю дарили колокола 7, 9 тонн. В Кремле звонит колокол весом 64 тонны, в Троице - 72. Звонница соединяет в себе стили разных эпох. Круглая часть (девятигранная столпообразная церковь Иоанна Предтечи «под колоколы» - звонница всегда часть церкви, а колокольня стоит отдельно) - XVII век, когда колокола звонили и отливали на европейский манер. Потом, чтобы установить подаренный знатным вельможей (к сожалению, я напрасно надеялась найти в сети его имя) колокол, пристроили дополнительно. Часы – обратите внимание – с одной стрелкой. Люди жили не по минутам.


Разница между русским и европейским колоколом – и в манере звонить (в России закрепляют колокол, а "ходит" язык, в Европе – наоборот), и в форме – европейский "ведрообразный", вписан в прямоугольник, верхняя часть – цилиндр, удлинённый. Русский – больше похож на юбку и вписан в квадрат. В результате в европейском колоколе одна нота, а в при русском звоне звук "гуляет", может быть целый аккорд.



Звонарь участвует в съёмках съёмок фильма об Иване Грозном, и мы поговорили с ним не только о колоколах. Он рассказал мне о могиле Пожарского, и о царе Иване, усердно отмаливавшем своё душегубство и на фоне европейских современников смотревшемся вполне адекватно времени. Впрочем, я не буду вникать в исторические тонкости.


В колокол не нужно "бить" в смысле со всей силы. Нужно только слегка коснуться языком самого колокола и отпустить, иначе звук затухнет. Так колокола неопытные звонари и разбивали - вместо того, чтобы грамотно дёргать верёвки, молотили изо всех сил, и колокол не звонит, а дребезжит от обиды за такое обращение (увы, прощать не умеет бронза, олово – металл хрупкий, а без него медь не звенит). Я сфотографировалась под одним таким разбитым – не мной, честное пионерское!



В общем, экскурсия на колокольню – самая запоминающаяся во всей поездке в Суздаль. При правильном звоне звук затухает долго. Но это не единственный звук монастыря – там много вороньих гнёзд, и вороны возмущаются тишиной.

По ссылкам – четыре ролика!



Конечно, на звонницу стоит зайти и для того, чтобы посмотреть вокруг.



С неё прекрасный вид на Покровский монастырь.



Свято-Евфимьевский монастырь великолепно смотрится со стороны реки Каменки, да и вообще с любой стороны в любое время суток.




Рядом с ним – жилые дома, увы, в не очень хорошем состоянии, избы в русском стиле для туристов – сувениры и кафе, миленькая Смоленская церковь (1696 – 1706 годы) с явно более поздней колокольней, посадский дом (конец XYII-XYIII) века, на правах памятника архитектуры покрашенный.




Tags: Суздаль. Спасо-Евфимиев монастырь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments